детские дома и интернаты

детские дома и интернаты

де́тские дома́ и интерна́ты учреждения для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предшественниками таких учреждений были приюты, создававшиеся православными монастырями. В 1715 в Москве указом Петра I основан первый в России казённый приют для «зазорных младенцев». Образовательные задачи призрения сирот стали решаться педагогами Воспитательного дома (1764); он организовывал передачу сирот на воспитание в семьи мещан и крестьян. С середины XIX в. приюты открывали городские участковые попечительства о бедных (имелись в каждом территориальном районе города) и церковные общины. В 1892 основано благотворительное Елизаветинское общество (по имени великой княгини Елизаветы Фёдоровны), содержавшее 12 приютов, 10 яслей, очаги и убежища для беспризорных. В начале XX в. насчитывалось свыше 60 городских и частных приютов.

Детские дома создавались после 1918. В годы Гражданской войны созданы московский детский коллектор (размещён в Даниловом монастыре) и комиссия для несовершеннолетних (1919—35), которая распределяла сирот и беспризорных по детским домам. Значительная часть их объединена в так называемых детских городках в Малаховке (16 детских домов), Болшеве и др. В 20-х гг. сформированы закрытые детские колонии и трудкоммуны (в ведении НКВД).

Со второй половины 30-х гг. детские дома входили в систему городских учреждений народного образования. Подразделялись на дошкольные, школьные и так называемые смешанные (то есть для детей-родственников разного возраста). В годы Великой Отечественной войны в детских домах введены обязательные нормы питания и снабжения одеждой, обувью и др. Штаты детских домов включали должности воспитателей, врача, медицинской сестры. Создавались попечительские советы, которые в Москве возглавили жёны ведущих государственных деятелей СССР. Многие производственные предприятия взяли шефство над детскими домами. В начале 60-х гг. большинство детских домов реорганизовано в школы-интернаты. Их создание мотивировалось стремлением улучшить обучение и воспитание так называемых трудных детей. Практика показала, что концентрация таких детей в крупных воспитательных учреждениях (размещались в типовых зданиях школ) затрудняет их социальную реабилитацию, подготовку к самостоятельной жизни. С середины 80-х гг. детские дома и интернаты разукрупнены с целью сближения условий воспитания с семейными. Открываются детские дома семейного типа, создаваемые по договору с добровольными воспитателями, в том числе с супругами, имеющими своих детей. В 1996 насчитывалось 15 детских домов, 11 школ-интернатов, 7 детских домов семейного типа. В них воспитывалось около 3,4 тыс. детей. Действуют службы медико-психологической реабилитации, постинтернатной поддержки и помощи в трудоустройстве. В 1993 Москва включилась в международное движение «Детские деревни». Такая деревня построена в посёлке Томилино Московской области.

Н.П. Иванова.


Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "детские дома и интернаты" в других словарях:

  • Детские дома —     воспитательные учреждения интернатного типа для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Д.д. обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ДЕТСКИЕ ДОМА — воспитат. учреждения для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родит, прав и др. причин. Д. д. решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Детские дома — ДÉТСКИЕ ДОМÁ. Имелись дошкольные, школьные и т. н. смешанные (для детей родственников разл. возраста) Д.д. С нач. войны Д. д. эвакуировались из прифронтовых р нов; так, из зап. областей РСФСР в тыл вывезено 976 Д. д. (107,2 тыс. чел.), с терр.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • детские сады и ясли — учреждения дошкольного воспитания. Первые ясли и детские воспитательные группы в Москве были созданы в благотворительных и сиротских заведениях — и приютах (см. ). Во второй половине XIX в. появились детские учреждения, основанные на… …   Москва (энциклопедия)

  • ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — имеют своей задачей удовлетворение разнообразных нужд и потребностей подрастающих поколений в целях воспитательного на них воздействия, защиты прав, охраны и укрепления здоровья и устранения дефектов в состоянии здоровья и в поведении. Сложность… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Демократическая Республика Афганистан — Запрос «ДРА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Демократическая Республика Афганистан جمهوری دموکراتیک افغانستان Республика …   Википедия

  • помещение детей на государственное обеспечение — бел. Под помещением детей на государственное обеспечение для целей настоящего Декрета понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, детские дома, школы интернаты, специальные учебно воспитательные учреждения, специальные …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Сиротство —     социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в 20 в. во мн. странах мира социально экономические и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Богородский район Нижегородской области — Богородский район Страна Россия Статус муниципальный район Входит в Нижегородскую область Официальный язык русски …   Википедия

  • Богородский район (Нижегородская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородский район. Богородский район Страна Россия Статус муниципальный район Входит в Нижегородскую область …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»